Дело ВПЛ против Правительства Украины подробно

Posted on Posted in Адвокат Луганск, Адвокаты Луганской области, Конституция Украины, Окружной суд

Дело ВПЛ против правительства Украины № 826/12123/16

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

В соответствии со ст. 33 Конституции Украины каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно оставлять территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом.

Приведенные положения корреспондируют ст. 2 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11 декабря 2003 года N 1382-IV (далее — Закон N 1382-IV), в силу которой гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, на законных основаниях находятся в Украине, гарантируются свобода передвижения и свободный выбор места проживания на ее территории, за исключением ограничений, установленных законом.

Регистрация места жительства или места пребывания лица или ее отсутствие не могут быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины, или основанием для их ограничения.

Статья 46 Конституции Украины, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 23 Европейской социальной хартии (пересмотренной) закрепляют право человека на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Вместе с тем, п. 6 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины определено, что исключительно законами Украины определяется формы и виды пенсионного обеспечения.

При этом, Конституция Украины (ст. 24), Всеобщая декларация прав человека (ст 2, 7), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 2), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст . 14, ст. 1 Протокола № 12 к Конвенции) закрепляют принцип равенства лиц и определяют, что права человека, в том числе и право на социальную защиту должно осуществляться без дискриминации по какому-либо признаку.

Постановление Кабинета Министров Украины № 637

Однако, 08.06.2016 г. Кабинет Министров Украины своим постановлением № 365 утвердил Порядок назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) и Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, которыми определен механизм назначения (восстановление) внутренне перемещенным лицам выплаты пенсий (ежемесячного пожизненного денежного содержания), пожизненных государственных стипендий, всех видов социальной помощи и компенсаций, материального обеспечения, предоставления социальных услуг, субсидий и льгот (далее — социальные выплаты) за счет средств государственного бюджета и фондов общеобязательного государственного социального страхования по месту их фактического проживания / пребывания.

Постановление Кабинета Министров Украины № 637

Кроме того, 05.11.2014 г.. Кабинетом Министров Украины принято постановление № 637 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» с изменениями, внесенными согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 26.08.2015 г. N 636, которым определен механизм, в частности, назначение и продолжения выплаты пенсий (ежемесячного пожизненного денежного содержания), всех видов социальной помощи и компенсаций внутренне перемещенным лицам.

Проверка достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания

Так, согласно п 7, 8, 9, 13 Порядка № 365 для назначения (восстановление) социальных выплат структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по собственной инициативе или по обращению органов, осуществляющих социальные выплаты, в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления внутренне перемещенного лица или со дня поступления обращения от органов, осуществляющих социальные выплаты, проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания / пребывания внутренне перемещенного лица.

По результатам проведения проверки структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи по форме, установленной Минсоцполитики, который подписывается всеми совершеннолетними внутренне перемещенными лицами и в определенных законодательством случаях — их законными представителями, а также представителями структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения (п. 8).

Во время обследования материально-бытовых условий семьи представитель структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения информирует внутренне перемещенных лиц об их обязанности в десятидневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства / пребывания структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по новому фактическому месту проживания / пребывания, а также о последствиях невыполнения этой обязанности (п. 9).

Отказ заявителю в назначении (возобновлении)  выплаты

Комиссия, кроме оснований отказа в назначении (возобновлении) социальной выплаты, предусмотренные законодательством, может отказать заявителю в назначении (возобновлении) такой выплаты в случае его отсутствия по фактическому месту жительства / пребывания, указанным в заявлении о назначении (восстановление) социальной выплаты (п. 13).

В то же время, абз. 6 п. 1 Постановления № 637, в редакции действующей на момент обращения истца в суд, определяет, что срок действия карт устанавливается до трех лет при условии прохождения физической идентификации клиента в учреждениях публичного акционерного общества «Государственный сберегательный банк Украины» первые 2 раза каждые шесть месяцев, в дальнейшем — каждые 12 месяцев. После окончания срока действия карты она перевыпускается за счет публичного акционерного общества «Государственный сберегательный банк Украины».

При отсутствии прохождения физической идентификации получателей социальных выплат публичное акционерное общество «Государственный сберегательный банк Украины» останавливает расходные операции по текущему счету и не позднее чем в течение следующего дня информирует о таком решении структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г.. Киеве государственных администраций , исполнительных органов городских, районных в городах (в случае их образования) советов, который выдал справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица, управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также объединенные управления, осуществляющие выплату пенсий, и Министерство финансов (абз. 7 п. 1 Постановления № 637).

Государственный сберегательный банк Украины

Возобновление или прекращения социальных выплат осуществляется публичным акционерным обществом «Государственный сберегательный банк Украины» на основании решения комиссии по вопросам назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, образованной районными, районными в гг. Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах (в случае их образования) советов в соответствии с Порядком осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 г. . N 365 (абз. 8 п. 1 Постановления № 637). На время рассмотрения дела данный пункт изложен в редакции абз. 10 п. 1 Постановления № 637.

Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что принятыми нормативно-правовыми актами установлено для ВПЛ ряд дополнительных требований при проведении процедуры назначения (восстановление) пенсий (ежемесячного пожизненного денежного содержания), пожизненных государственных стипендий, всех видов социальной помощи и компенсаций, материального обеспечения, предоставления социальных услуг, субсидий и льгот (далее — социальные выплаты) за счет средств государственного бюджета и фондов общеобязательного государственного социального страхования и введен контроль за осуществлением таких выплат.

Признаки дискриминации по отношению к ВПЛ

Вышеуказанные нормативно-правовые акты имеют признаки дискриминации по отношению к ВПЛ по территориальному признаку, в связи с чем один из ВПЛ обратился в Окружной административный суд Киева с иском за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

Так, гражданин Козырев Николай Кузьмич, который также является председателем правления Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан (г. Луганск),  обратился в Окружной административный суд Киева с иском к Кабинету Министров Украины.

Участники процесса:

Ответчик (Должник) Кабинет Министров Украины,

Истец (заявитель): Козырев Николай Кузьмич,

Третье лицо: Министерство социальной политики Украины,

Третье лицо: Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека

Третий лицо: Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины

Истец просил:

  1. Признать незаконными и не соответствующими правовому акту высшей юридической силы:

— порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 365 от 08.06.2016 г.;

— пункты 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 365 от 08.06.2016 г.;

— абзацы 6, 7, 8 постановления Кабинета Министров Украины «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» № 637 от 5 ноября 2014.

Частично дело было закрыто

Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 19.06.2017 г. производство в части исковых требований о признании факта дискриминации по признаку места жительства (регистрации) внутренне перемещенных лиц путем применения: Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.2016 г.. № 365; п. 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.2016 г.. № 365; абз. 6, 7, 8 постановления Кабинета Министров Украины «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 № 637, закрыто.

Исковые требования

Исковые требования были обоснованы тем, что оспариваемые положения нормативно-правовых актов нарушают права истца как внутренне перемещенного лица, являются дискриминационными и такими, которые не отвечают Конституции Украины, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места поживания в Украине».

Постановление Окружного административного суда города Киева

29 июня 2017 года Окружной административный суд города Киева в составе коллегии судей под председательством судьи Добрянского Я.И., судей — Кузьменко В.А. и Федорчука А.Б. вынес постановление, которым частично удовлетворил исковые требования.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали и просили суд их удовлетворить. В обоснование заявленных исковых требований отметили, что оспариваемые нормы заставляют внутренне перемещенных лиц, в том числе и истца постоянно находиться по адресу по месту своей временной регистрации, что лишает возможности свободного передвижения, то есть истец постоянно вынужден находиться дома. Ни один нормативно-правовой акт не предусматривает потенциальной возможности лишения статуса внутренне перемещенного лица и возможности лишения социальных и пенсионных выплат таким лицам в связи с физическим отсутствием внутренне перемещенного лица по месту временной регистрации.

Ст. 14 Закона N 1706-VII определено, что внутренне перемещенные лица пользуются теми же правами и свободами в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами Украины, как и другие граждане Украины, постоянно проживающих в Украине. Запрещается их дискриминация при осуществлении ими любых прав и свобод на основании, что они внутренне перемещенными лицами.

Выводы анализа норм права окружным судом

Исходя из системного анализа вышеприведенных норм, следует сделать вывод, что ВПО пользуются теми же правами и свободами, что и другие граждане, постоянно проживающие на территории Украины. Так, согласно п. 7 Порядка № 365 для назначения (восстановление) социальных выплат структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по собственной инициативе или по обращению органов, осуществляющих социальные выплаты, в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления внутренне перемещенного лица или со дня поступления обращения от органов, осуществляющих социальные выплаты, проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания / пребывания внутренне перемещенного лица.

Ограничение свободы передвижения

В то же время, п. 3 Порядка осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 N 365 определено, что структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения и / или рабочие группы, образующиеся из представителей территориальных подразделений МВД, ДМС, СБУ, Национальной полиции, Госфининспекции, Госаудитслужбы и Пенсионного фонда Украины по решению районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае образования) советов (далее — рабочая группа) также могут проводить дополнительные проверки фактического проживания / пребывания внутренне перемещенного лица с составлением акта обследования материально-бытовых условий семьи.

Между тем, приведенными положениями не предусмотрено информирование ВПЛ о времени и дате осуществления визита структурными подразделениями по вопросам социальной защиты и рабочей группой в целях осуществления проверки.

Таким образом, ВПЛ, которое подало заявление о восстановлении (назначение) социальных выплат, фактически вынуждено в течение почти 20 календарных дней не отлучаться с места, указанного в справке о постановке на учет ВПЛ как адрес проживания / пребывания, что, в свою очередь, ограничивает его свободу передвижения.

Даже кратковременное отсутствие по указанному адресу проживания (визит к врачу, магазина, посещение родственников, друзей, прогулка) могут стать причиной для фиксации недостоверно представленной в заявлении о восстановлении (назначение) социальных выплат информации о месте его обитания.

Следствием такой проверки, в случае установления факта отсутствия ВПЛ по фактическому месту жительства, является прекращение социальных выплат, предусмотренных законодательством.

То есть, оспариваемыми положениями введено в действие новое основание, кроме определенных Законом N 1058-IV, для прекращения выплаты пенсии ВПО или отказа их обновления.

Приведенная обстоятельство свидетельствует о том, что пенсионеры из числа ВПО выделены оспариваемыми положениями в отдельную группу, в отношении которых применяется отдельный механизм прекращения пенсионных выплат, не предусмотренным Законом N 1058-IV.

Также следует обратить внимание на тот факт, что согласно п. 5 ст. 45 Закона N 1058-IV документы о назначении (перерасчете) пенсии рассматривает территориальный орган Пенсионного фонда и принимает решение о назначении (перерасчете) или об отказе в назначении (перерасчете) пенсии.

В соответствии со ст. 49 этого же Закона решение о прекращении выплаты пенсии также принимается территориальным органом Пенсионного фонда Украины.

В то же время, Порядком № 365 установлено, что решение о назначении, отказ в назначении и прекращении выплаты пенсии принимается комиссией по вопросам назначения (восстановление) социальных выплат ВПО, прямо противоречит Закону N 1058-IV.

При этом, согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 1706-VII ВПО обязана сообщать соответствующее структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения об изменении места жительства, а, следовательно, обязанность в последней по уведомлению о местонахождении отсутствует.

Зато оспариваемые положения нормативно-правовых актов предусматривают проверку как места проживания, так и места пребывания ВПО.

Согласно ч. 1 ст. 47 Закона N 1058-IV пенсия выплачивается ежемесячно, в срок не позднее 25 числа месяца, за который выплачивается пенсия, исключительно в денежной форме по указанному в заявлении месту фактического проживания пенсионера в пределах Украины организациями, осуществляющими выплату и доставку пенсий, или через учреждения банков в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины.

Зато положениями действующего законодательства не предусмотрено проверок информации о постоянном или временное место жительства пенсионеров и получателей страховых выплат, не состоящих на учете ВПО путем осуществления выхода работников государственных органов по соответствующему адресу.

Следует также заметить, что субъектами проведения проверок по месту жительства ВПО и органами уполномоченными составлять соответствующие акты обследования материально-бытовых условий определены органы (МВД, ДМС, СБУ, Национальная полиция, Госфининспекция, Госаудитслужба и Пенсионный фонд Украины) для которых такие полномочия законами Украина не предусмотрены, что, в свою очередь, противоречит ст. 19 Конституции Украины.

Таким образом, установление дополнительных требований для ВПО, в частности, из числа пенсионеров при получении социальных (в том числе пенсионных) выплат указывает наличие неровного поведения по сравнению с другими пенсионерами, что приводит к ограничению их возможности в реализации своего права, гарантированного государственным на социальную защиту .

Исходя из системного анализа норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что положения пунктов 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам и Порядка осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 N 365 ограничивают истца и других лиц, принадлежащих к ВПО в реализации их прав, в частности, прав на пенсионное и социальное обеспечение а есть такой, что приводит к косвенной дискриминации по признаку места жительства и пребывания на учете ВПО, а также нарушает принцип равенства, предусмотренный ст. 24 Конституции Украины и гарантии свободного передвижения по территории Украины, предусмотренные ст. 33 Конституции Украины.

Результативная часть постановления суда

Суд принял решение признать недействительными пункты 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам и Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 08.06.2016 г.. № 365 и абз. 10 п. 1 постановления Кабинета Министров Украины «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 № 637.

Признание акта субъекта властных полномочий недействительным означает потерю силу такого акта с момента вступления в силу соответствующего судебного решения или с другой определенного судом момента после принятия такого акта.

Постановлением Киевского апелляционного административного суда  от 04 июля 2018г. оставлено без изменения решение Окружного административного суда г. Киева от 26 июня 2017г.

Таким образом, с 05 июля 2018 года у органов социальной защиты населения больше нет оснований проверять достоверность информации о месте проживания переселенца, обследовать материально-бытовые условия, а у переселенца нет обязанности уведомлять орган соцзащиты о смене своего фактического  места жительства.

Отныне отсутствие ВПЛ по месту фактического проживания, указанному в заявлении, не является основанием для отказа в назначении социальных выплат.

Постановление Киевского апелляционного административного суда вступило в  законную силу со дня его провозглашения —  04 июля 2018 года.

Тем не менее,  решение окружного и апелляционного суда правительство может обжаловать в кассационном порядке в КАС ВСУ.

Скорее всего премьер-министр Гройсман и его подчиненные планируют обратиться в Верховный суд и попытаться отменить эти решения судов, так как за деньги налогоплательщиков они обладаю неограниченными возможностями по финансированию судебных процессов, даже против самих граждан Украины, которые их наняли на эту работу.

В случае, обжалования постановления и не приостановления его действия судом кассационной инстанции,  последнее будет действовать до принятия решения Кассационным административным судом.

Такие решения стали возможны благодаря почти двухлетней судебной тяжбе и приданию огласке этого процесса независимыми средствами массовой информации.

Все-таки, можно констатировать, что украинский суд может принимать решения против правительства, а значит не все потеряно в деле о восстановлении прав человека в этой стране.

На данный момент все государственные органы Украины прекратили проверки переселенцев.